Влияет ли юзабилити сайта на его продвижение? Мнение эксперта.

Тема в разделе "Мегафлуд", создана пользователем t0wer, 20 янв 2013.

  1. t0wer

    t0wer BlackHerald

    Регистр.:
    24 июн 2008
    Сообщения:
    736
    Симпатии:
    424
    Введение
    Многие SEO-специалисты считают, что поисковые системы не учитывают юзабилити сайтов при их ранжировании в выдаче. Имеет ли такое мнение какие-то основания для существования? Или это просто миф из прошлого, и теперь поисковики оценивают качество сайтов и на первые места ставят максимально удобные для пользователей?
    Я постарался выяснить всю правду об этом мифе, для чего провел эксперименты по улучшению юзабилити нескольких продвигаемых сайтов и проследил за изменениями их позиций в ТОПе. Итак, давайте выясним, может ли удобство ресурса повлиять на его место в ТОПе!
    Из истории мифа
    По определению международного стандарта ISO 9241-11, юзабилити — это “степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью”.Это определение применимо и к интернет-ресурсам — сайт должен быть максимально удобным, чтобы пользователь без проблем находил на нем нужную информацию или имел возможность совершить без помех какое-либо действие.
    Для коммерческих сайтов, оказывающих услуги, или интернет-магазинов в последние годы сформировались определенные правила размещения контента и функционала, благодаря которым пользователи могут быстрее и в полной мере достигать своих целей. Причем совершенствование элементов, повышающих юзабилити сайтов, идет постоянно. За счет этого все больше людей предпочитают совершать покупки онлайн, не выходя из дома. И в конкурентной борьбе сайтов одной тематики победу за клиентов одержат те, на которых степень удобства достижения целей пользователем будет максимально эффективна.
    Степень достижения посетителями своих целей является важнейшим показателем качества ресурса, и поисковым системам было просто необходимо научиться определять ее. Так, в ноябре 2011 года Яндекс официально заявил о том, что при ранжировании он начинает учитывать юзабилити сайтов.
    Итак, если поисковые системы начинают учитывать юзабилити при ранжировании, то необходимо разобраться, на основе каких факторов можно его оценивать. Первым намеком на то, что именно оценивается алгоритмами, были слова из анонса Яндекса:
    “Основные проблемы юзабилити сайтов — это отсутствие хорошей навигации, сложная или запутанная структура, неудачное расположение элементов сайта, неуместное использование рекламы”.
    Получается, что под юзабилити в алгоритмах понимается наличие тех или иных элементов на сайте, благодаря которым пользователь сможет быстрее удовлетворить свои потребности. Такими элементами могут быть:
    • различные формы взаимодействия с сайтом (форма поиска, фильтрации и т.п.);
    • удобный и хорошо структурированный каталог;
    • подробное описание товара или услуги с возможностью сравнения;
    • полноценная информация о компании;
    • удобный интерфейс.
    Также для юзабилити важно, чтобы на сайте отсутствовали любые элементы, которые могут помешать пользователю найти информацию. Алгоритмы поисковых систем могут выявить наличие того или иного элемента на сайте и в зависимости от этого оценивают ресурс.

    Мнения экспертов по вопросу юзабилити сайтов
    Компания USABILITYLAB (генеральный директор Дмитрий Сатин)
    “Большинство посетителей сайтов покидают их, не совершив ни одного значимого для бизнеса действия. Они не регистрируются, они не покупают, они не оставляют отзывов. Проблема чаще всего не в людях, а в том, что сайт не соответствует их ожиданиям”.
    Команда поиска Яндекс (в анонсе новой формулы ранжирования для Московского региона 23.11.2011)
    Как видно, превращение посетителя сайта в клиента зависит как от качества сайта, так и от репутации и качества сервиса компании. В новой версии формулы ранжирования коммерческих запросов для Московского региона мы начали учитывать перечисленные характеристики качества сайтов и будем развивать это направление.Думайте о ваших клиентах, и мы поможем вам найти друг друга”.
    Из интервью Алексея Чекушина, аналитика Wikimart.ru, на megaindex.tv:
    “Когда мы продвигаем сайт, самое простое, что можно сделать — заделаться под похожий сайт уже в ТОПе и за счет этого выйти наверх”.
    Библиотека компании VIPRO:
    “Поисковые алгоритмы неустанно совершенствуются, и Яндекс тоже доказал это. Отечественный поисковик в ранжировании отдает предпочтение сайтам, соблюдающим обязательные условия: размещение телефона и адреса компании, наличие заполненной страницы контактов и другой необходимой пользователю информации, отсутствие нерабочих ссылок, доступность товаров «в 2 клика», небольшой объем сторонней информации, рекламы, и т.д.”.
    Вадим Миклуха, ведущий специалист по оптимизации Ingate:
    “Я считаю, что юзабилити сайта, безусловно, влияет на его продвижение. Но оценить степень влияния каких-либо отдельных приемов юзабилити на конкретную позицию определенного сайта в выдаче в настоящий момент довольно проблематично. Юзабилити — сложный и индивидуальный, постоянно развивающийся комплекс мер по улучшению сайта. Вы однозначно будете чуть выше своих конкурентов, если, в отличие от них, сделаете удобную корзину, реализуете поиск на сайте и интуитивно-понятную навигацию. Но этих мер всегда будет недостаточно. Только кропотливая работа над сайтом, учитывающая все известные на настоящий момент детали (включая аналитику форм, анализ посещаемости сайта, конверсию, поведение пользователя на сайте), а также учет последних тенденций (семантическая разметка, ориентация сайта на развивающуюся программу “Интентный поиск”, учет новых факторов “Калининграда”, анализ зарубежного сегмента интернета) могут, на мой взгляд, дать желаемый результат в поисковой выдаче. Всегда нужно помнить, что юзабилити — это лишь звено в поисковом продвижении вашего сайта, и оптимизацию со ссылками пока никто не отменял”.
    Анна Моргачева, руководитель отдела поискового продвижения Ingate:
    “Юзабилити уже давно влияет на место ресурса в ТОПе: удобство сайта напрямую связано с поведенческими факторами, которые Яндекс учитывает при ранжировании. Любому SEO-специалисту сейчас необходимо проделать множество работ, которые сделают сайт “качественным”, с точки зрения Яндекса. Ведь основная цель поисковика — сделать выдачу как можно более релевантной запросам посетителей. А какой другой сайт можно назвать качественным, как не тот, который признан таковым самими пользователями?”
    Анастасия Бадина, ведущий специалист по поисковому продвижению Ingate:
    “Ведущие поисковые системы уже не скрывают, что учитывают поведенческие факторы в ранжировании. Так, самый популярный отечественный поисковик Яндекс официально учитывает юзабилити с осени 2011 года. Основные проблемы юзабилити сайтов, которые уже учитываются при ранжировании, — это отсутствие хорошей навигации, сложная или запутанная структура, неудачное расположение элементов сайта, неуместное использование рекламы. Яндекс также заостряет внимание на том, что это только начало. Мы идем к тому, что владельцы сайтов, которые хотят видеть их в ТОПе поисковых систем, будут вынуждены изначально делать удобные ресурсы. На мой взгляд, это хорошая тенденция к улучшению российского интернета в целом”.

    Проверка мифа на практике
    Чтобы проверить, насколько влияет наличие тех или иных функциональных элементов юзабилити сайта на его позиции, я выбрал для эксперимента 2 ресурса различных тематик. Конечно, для каждого из них набор элементов будет различным. Ведь чтобы найти товар в интернет-магазине, нужен один функционал, а чтобы узнать информацию о новом фильме — другой.
    Идея эксперимента такова:
    1. Анализируем конкурентов в ТОП 10 по конкурентному запросу в своей тематике.
    2. Составляем список функциональных элементов, которые есть на сайтах в ТОП 10.
    3. Размещаем у себя те элементы, которые встречаются у большинства сайтов в ТОП 10.
    Подробно о том, как использовать сайты конкурентов для улучшения своего ресурса, можно прочитать в статье“Как продвинуть сайт? Конкуренты подскажут!”.
    Пример 1: Интернет-магазин, продающий розетки и выключатели. Возраст домена на начало работ по продвижению — 13 лет.
    Исходные данные: На начало работ большинство продвигаемых запросов находились в районе 80 позиции. После проведения стандартного комплекса доработок (устранение технических ошибок, размещение оптимизированных текстов, покупка ссылок в сервисе Rookee), запросы стали ранжироваться в районе 30 позиции. После этого на протяжении 2,5 месяцев позиции существенно не изменялись. Из 31 запроса только 5 находились в ТОП 10.
    Ход эксперимента: Мы провели анализ сайтов в ТОП 10 по запросу “купить розетки” и составили список элементов, которые встречаются на них чаще всего (из анализа были исключены 2 информационных сайта)

    [​IMG]

    Доработки на нашем сайте:
    1. Ресурс растянут на весь экран.
    2. Добавлены:
    • кликабельный логотип в шапке сайта, ведущий на главную страницу;
    • время работы компании (сквозное) в шапке сайта;
    • контактные данные (сквозные) в шапке сайта;
    • ссылки на основные разделы в верхнем меню (в левом меню остались только ссылки на каталог товаров);
    • “хлебные крошки”;
    • каталог товаров, цены.
    3. Структурирована страница “Контакты”. Добавлены фото фасада здания, время работы, размещена карта с указанием адреса от Яндекса.
    Результаты эксперимента:
    1. После индексации реализованных доработок 45% продвигаемых запросов попали в ТОП 10. Средняя позиция запросов улучшилась на 20 пунктов.
    2. В ТОП 10 вошел один из самых высокочастотных запросов “купить розетки”.
    3. Стали заметны положительные изменения в поведенческих факторах: увеличилось среднее количество просматриваемых страниц, уменьшился процент отказов.

    [​IMG]

    Пример 2: Сайт о недвижимости. Возраст домена на начало работ по продвижению 2 года.
    Исходные данные: После проведения стандартного комплекса доработок (устранение технических ошибок, размещение оптимизированных текстов, закупка ссылок) по региону “Москва” позиции по всем основным запросам находились за ТОП 100. Основные причины: молодой ресурс, конкурентная тематика (недвижимость), отсутствие на сайте полезного для посетителей функционала.
    Ход эксперимента: Как и в первом примере, был проведен анализ сайтов в ТОП 10 по запросу “купить квартиру в москве” и составлен список элементов, которые встречаются на них чаще всего. Из анализа были исключены 3 ресурса, не являющиеся сайтами агентств недвижимости (такие, например, как Avito)

    [​IMG]

    Доработки на нашем сайте:
    1. Добавлены:
    • кликабельный логотип, ведущий на главную страницу;
    • время работы компании в шапке сайта (сквозное);
    • контактные данные в шапке сайта (сквозные);
    • кнопки “Заказать” к каждому предложению недвижимости;
    • форма заявки;
    • поиск от Яндекса (до этого поиск не работал);
    • “хлебные крошки”;
    • функционал “Онлайн-консультант”;
    • фильтры в каталоге предложений по количеству комнат.
    2. Ссылки на основные разделы выделены в верхнее меню.
    3. Создано левое меню — каталог предложений с четкой структурой и выделением текущего раздела и подраздела.
    4. Структурирована страница “Контакты” (добавлены схемы проезда, контактные данные для адресов компании в Сочи и Москве приведены к одному виду).

    Результаты эксперимента:
    1. Сразу после индексации доработок наблюдался рост позиций, и в течение 3 недель позиции по всем запросам улучшились.
    2. Но затем наметился тренд проседания сайта — ресурс попал под санкции поисковой системы за спамные тексты. Также есть предположение, что при индексации доработок Яндекс поднял сайт только за счет наличия блоков, а в дальнейшем дал минус на основе показателей использования этих блоков. То есть, например, при выкладке поиска сайт может подняться в выдаче, но если им не пользуются посетители, позиции ресурса могут просесть обратно.
    3. Улучшились показатели поведенческих факторов: снизились показатели отказов, увеличилось среднее количество просмотренных страниц и время, проведенное на сайте. Однако это все же не сказалось положительно на позициях ресурса.

    [​IMG]
    Выводы
    Если до этого на юзабилити сайта оптимизаторы обращали внимание лишь тогда, когда начиналась работа над повышением конверсии, то теперь уже для попадания в ТОП необходимо иметь удобный сайт, на котором гипотетический пользователь сможет найти все, что ему нужно.
    Как показали практические примеры, добавление на сайт большинства функциональных элементов, которые есть у ресурсов в ТОП 10, положительно влияет на его позиции по всем запросам. В совокупности с другими работами по продвижению это дает положительный результат с минимальными затратами.
    Однако нужно обязательно оценивать, насколько тот или иной элемент будет полезен для посетителей, и анализировать, действительно ли он необходим. Не стоит просто бездумно копировать все элементы сайтов-конкурентов — это чревато ухудшением поведенческих показателей.

    Рекомендации
    Чтобы посетители сайта смогли быстро найти информацию или совершить покупку, необходимо заранее задуматься о том, какой функционал им для этого может понадобиться. Если сайт новый и не набрал достаточного количества пользователей для анализа их поведения, необходимо реализовать элементы, которые есть у сайтов в ТОП 10 по запросам тематики сайта. Это самое простое, что можно сделать для улучшения юзабилити. Но, чтобы получить максимум выгоды и быть впереди конкурентов, нужно реализовывать все сервисы на порядок лучше, чем у конкурентов.
    Если на сайте уже есть трафик для анализа, необходимо подумать, что можно улучшить или добавить на основании этих данных. Возможно, к примеру, что функция “Заказ в 1 клик” значительно увеличит продажи среди новых посетителей, которые не хотят регистрироваться или заполнять форму заказа. А информативное описание всех способов доставки и оплаты позволит воспользоваться вашим интернет-магазином даже жителям тех регионов, где нет представительств компании.
    Используйте все известные инструменты для анализа посещаемости, поведения пользователей на сайте и востребованности функционала ресурса (кнопок, форм, и т.п.). Установите счетчики Google Analytics,Яндекс.Метрики, проведите аудит сайта в сервисе Rooletka. Следите за движениями конкурентов, тенденциями в юзабилити и совершенствуйте ваш сайт как для пользователей, так и для поисковых систем!

    (c) Денис Бабицкий, независимый эксперт по поисковому продвижению [рассылка]
     
    dlaweb, ulsk, shuran и ещё 1-му нравится это.
  2. shuran

    shuran

    Регистр.:
    4 июн 2010
    Сообщения:
    240
    Симпатии:
    71
    Интересный вопрос по оценке юзабилити! Как поисковики оценивают этот параметр? У них существует определенный набор правил применимых к ресурсам, которые они набрали скажем по статистике старых трастовых ресурсов с хорошей посещаемостью, или же они все это учитывают исключительно через поведенческие факторы?
     
  3. zonr

    zonr -=^.^=-

    Регистр.:
    10 фев 2010
    Сообщения:
    290
    Симпатии:
    289
    Думаю, что оцениваются поведенческие факторы во время осуществления действий, связанных с юзабилити.
     
  4. chiief

    chiief Писатель

    Регистр.:
    1 ноя 2011
    Сообщения:
    8
    Симпатии:
    3
    при таких изменениях косвенно изменились и другие параметры учитываемые при ранжире, что именно оказывает влияние сложно сказать
    то что юзабилити интерфейса важно для поведенческих это бесспорно, только вот есть спорные моменты, точное указание региона может сыграть и в минус, пользователь сразу может уйти
     
  5. Alex Kross

    Alex Kross

    Регистр.:
    8 янв 2013
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    172
    Продвижение сайта зависит напрямую от его посетителей. Чтобы он были не залетными, а потенциальными, то необходимо первым делом работать над дизайном и желательно придерживаться минимализма в оформлении. Если не учитывать данный фактор, то никакие продвижения и вливание денег тоннами в различные seo темы не помогут.
    Дизайн - имхо, главный продажник.
     
  6. Semg

    Semg

    Регистр.:
    12 янв 2013
    Сообщения:
    159
    Симпатии:
    28
    Я предполагаю, что поисковики оценивают время которое человек проведет на сайте зашедший по определенному запросу если человек зашел по ключу " розетка" и сразу вышел значит ключ не очень соответствует содержанию. Логично, что если сайт не очень удобен большинство народа не будут разбираться а тупо выйдут. Подсчитываем среднее время на одного человека зашедшего по запросу и можем получить примерное соответствие запроса к содержанию.

    Если так , тогда юзабилити не должно быть очень хорошим, скорее средним, ведь человек может сразу найти то что ему нужно и выйти. А вот если он затратит чуть больше времени, время проведенное на сайте будет больше и показатель отказов меньше.
     
  7. zloberman

    zloberman

    Заблокирован
    Регистр.:
    10 июн 2007
    Сообщения:
    432
    Симпатии:
    572
    т.е., сначала проведены работы по оптимизации сайта, потом начали внедрять "улучшения юзабиллити"
    а то, что ссылки имеют тенденцию к "старению", что ПС ряд факторов учитывают не за 2 месяца,автор как-то не проговорил
    далее. жесткие изменения структуры сайта за счет сквозных меню (уверен, с целевыми анкорами по ВЧ и СЧ в них), которые привели к полному изменению внутреннего веса и перелинковки - и получаем нифига неоднозначный эксперимент на уровне "все, кто ел огурцы, умерли". Т.е., затронуты целые пласты, потенциально влияющие на работу сайта, индексацию, передачу весов внутри сайта итд, но утверждается, что сработал только 1 фактор.

    провели бы эксперимент на уровне "увеличили и сделали сквозным лого, перекрасили кнопку поиска, поставили контакты в футер итд", т.е., внесли никак не влияющие на SEO изменения, то после можно было бы утверждать, что поведенческие нам дали прирост позиций и вывод в топ10.

    в текущем виде эксперимент не показателен.

    ну и для автора выше - вы почитайте на досуге, что такое "показатель отказов" и на базе чего его рассчитывают системы аналитики. К времени, проведенном на сайте, это не имеет никакого отношения.
     
  8. Semg

    Semg

    Регистр.:
    12 янв 2013
    Сообщения:
    159
    Симпатии:
    28
    Это реальный показатель релевантности запроса, как известно сейчас у всех поисковиков политика " оптимизация под человека а не под робота" Пруф линк если можно , про то что не влияет на ранжирование, буду премного благодарен.


    Формально, о времени речь не идет, но на действия совершенные пользователем нужно время, то есть если человек не сразу нашел то что нужно а клацнул еще пару страничек и вышел то это уже не отказ. И наоборот увидел сразу что хотел и вышел - отказ. Собственно о чем я и писал.
     
  9. coolslon

    coolslon Писатель

    Регистр.:
    18 апр 2013
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    1
    Надо заметить, что показатель отказов поисковику в большинстве случаев не известен. Поэтому основной способ оценки тот контент на сайте или нет, это то что пользователь вернулся в поисковик и продолжил искать/кликать другие ссылки. Правда тут тоже не совсем ясно, как всё работает. Я например сначала открываю несколько сайтов, а потом их просматриваю один за другим. Получается, что последнему сайту засчитывается как релевантный?
     
  10. ZM2007

    ZM2007

    Регистр.:
    16 окт 2007
    Сообщения:
    189
    Симпатии:
    82
    Угу, вы еще попробуйте подумать вот на какую тему:
    1. Вася ищет инструкцию как прошить китайский телефон, открывает кучу сайтов пытается что-то читать, что-то понимает, что-то откровенная лажа, что-то не понимает и пытается читать дольше.
    2. Лена ищет где купить супердешево палатку для похода, она открыла 100500 магазинов с этой палаткой и быстро их закрыла потому что цена не устроила.

    Если считать что показатель отказов это время или кол-во просмотренных страниц, магазины должны быть просто в ..опе.