Создание программ для Mac OS X. Часть 2

Тема в разделе "Mac OS X", создана пользователем Markus Lang, 11 фев 2009.

Статус темы:
Закрыта.
Модераторы: Archiby
  1. Markus Lang

    Markus Lang

    Регистр.:
    8 июл 2008
    Сообщения:
    265
    Симпатии:
    170
    В этой части я расскажу вам о средствах разработки приложений под Mac OS X Leopard. Скажу сразу, что буду рассматривать только те, которые предоставляются самой Apple. Другие IDE существуют, но они обычно кроссплатформенные (например Code::Blocks), так что рассказывать о них лучше не в этой статье.

    Так вот, на диске с Лео идет инструментарий разработчика Mac OS X - набор необходимых программ и фреймворков для создания приложений. Устанавливается все это дело(приложения, документация, куча примеров, разные полезные утилиты, etc.) в папку /Developer.

    После установки имеет 4 основных приложения для разработки:
    1. XCode - основная IDE
    2. Interface Builder - программа для создания интерфейсов прораммы, хотя ее возможности куда шире
    3. Instruments - средство для слежения за программой
    4. Dashcode - программа для создания виджетов для Dashboard

    А теперь про эти приложения подробнее:

    Xcode

    [​IMG]

    Xcode - основная среда разработки, есть все, что и положено для IDE. Расписывать все функции нет особого смысла, т.к. она не сильно отличается от Visual Studio или KDevelop. А вот про нововведения в версии 3.0 упомянуть стоит:

    1.подсветка блоков кода:

    [​IMG]

    2. сворачивание(folding) блоков кода(наконец-то)
    3. улучшеный(в сторону скорости работы) редактор кода
    4. рефракторинг кода

    [​IMG]

    5. поддержка Objective-C 2.0
    6. Research Assistant - помощник, который исходя из выделенного текста пытается найти подходящую статью в Help и выводит в своем окне

    [​IMG]

    7. показ ошибок, предупреждений, etc прямо в коде:

    [​IMG]

    8. снимки проекта. Очень удобная вещь, по нажатию клавиш Ctrl+Command+S текущий проэк сохраняется в отдельное место, и потом можно будет к нему вернутся, если что-нибудь намудрил, причем для каждого файла показывается разница между тем что было и что стало:

    [​IMG]

    9. Органайзер. Насколько я понял, это инструмент для управления множества проектов, также позволяет использовать Xcode для написания программ на неизвестных языках для него. Сам еще не разбирался что это, но нашел статью, в которой рассказывается про органайзер подробнее.

    Interface Builder

    [​IMG]

    Скрывать не буду и скажу сразу, что IB - самый лучший инструмент для создания интерфейсов из мною опробованных. И не только потому, что простые и понятные интерфейсы в нем легко создавать, а потому, что IB это нечто большее чем редактор интерфейсов, с его помощью можно избавится от написания многих частей кода, связанных с интрефейсной частью. Звучит конечно непонятно, но на примере будет намного яснее(примеры будут в конце).

    Для чего же используется IB в процессе создания программы? Только для раскидывания кнопочек по форме - нет. Одна из основных задач IB - связывать объекты друг с другом, с переменными в классе, с разными событиями и т.п.

    Instruments

    [​IMG]

    Instruments - средство для слежения за приложениями. Построен на порте под Mac OS X "DTrace tracing framework" из OpenSolaris. Само слежение проходит с помощью отдельных инструментов, которые хранятся в библиотеке и при необходимости перетаскиваются в главное окно. Изначально уже есть много инструментов, например инструмент для слежения за сетевой активностью, загрузкой процессора, чтения-записи на диск. Если нужного инструмента не хватает, то можно его создать самому:

    [​IMG]

    Dashcode


    Я думаю из названия понятно для чего предназначена эта программа, а именно - создания виджетов для Dashboard. Баловался програмкой не долго, процесс создания виджета напомнил работу в Macromedia Flash. Вот сделал виджет для чтения rss хабра за секунд 10:

    [​IMG]

    Создание простого приложения средствами Xcode и Interface Builder


    Как я и обещал, сейчас мы создадим простое приложение. Что оно будет делать? После ввода текста в поле редактирования и нажатия Enter выводить введенный текст на поле надписи(label). Предупрежу, что не буду подробно рассказывать почему что-то надо сделать именно так, мат.часть пойдет потом, сейчас - простое создание приложения без лишних вопросов.

    Итак начнем:
    открываем Xcode и выбираем в меню File => New Project, в появившемся окне отмечаем "Cocoa Application" и нажимаем Next:

    [​IMG]

    Далее зададим имя проекта - habr_1 и где он будет хранится(у меня ~/xcode/habr_1/:(

    [​IMG]

    после этого нажмем Finish и получим проект. Теперь нам нужно добавить класс, который будет реализовать то, что нам нужно. Для этого идем в меню File => New File... и выбираем Objective-C class и жмем Next. В следующем окне нас попросят задаять имя файла, так что пишем "controller":

    [​IMG]

    Теперь в окне проекта слева в папке Classes появились два файла: controller.h и controller.m. Откроем controller.h и напишем тоже, что и на картинке:

    [​IMG]

    Теперь два раза кликнем по файлу MainMenu.nib, откроется Interface Builder и станет активным. Что мы видим: заготовку под окно, главное меню и окно, обозначающее что мы открыли MainMenu.nib. Нажмем в меню Tools => Library чтобы открыть библиотеку с объектами и Tools => Inspector чтобы видеть свойства этих самых объектов. Теперь нам надо добавить в MainMenu.nib объект, который будет представлять созданный нами класс "controller", так что в библиотеке находим объект NSObject(синий полупрозрачный кубик) и перетаскиваем его в окно с надписью MainMenu.nib:

    [​IMG]

    Переименуем "Object" в "controller" для ясности. Теперь нужно объяснить этому кубику, что он представляет нужный нам класс. Для этого оставляя его активным переходим на вкладку "Identity"(вторя справа) в инспекторе и в выпадающем списке напротив надписи "Class" выбираем наш "controller":

    [​IMG]

    Теперь добавим на форму из Библиотеки поле редактирования и метку. Для поля редактирования в на вкладке "Attributes"(первая слева) в выпадающем списке напротив надписи "action" выберем "Sent On Enter Only". Должно получится примерно такое:

    [​IMG]

    А теперь начинается самое интересное, мы должны связать переменную "label" из класса с меткой и задать "setText:" в качестве сообщения, которое посылает текстовое поле при окончании редактирования. Свяжем метку с переменной label: сделаем активным наш объект "controller", зажмем Ctrl и левую кнопку мыши над синим кубиком и перенесем курсор на нашу метку, увиди следующюю картину:

    [​IMG]

    после отпускания лкм появляется вот такое окно(в нем будут все классовые переменные, которые по типу совпадают с тем, к чему мы пытаемся связать:(

    [​IMG]

    выбираем в нем единственную запись label. Все, теперь мы связали класовую переменную label и нашу метку на форме. Связывание полz редактирования с посылаемым ей сообщением проходит также, только перетягивать надо не с кубика на поле, а наоборот - с поля редактирования на объект controller.

    Все, сохраняем MainMenu.nib(File => Save) и возвращаемся в Xcode.

    В Xcode открываем файл controller.m и описываем реализацию сообщения:

    [​IMG]

    Сохраняем проект, нажимаем Build and Go и получаем готовое приложение:

    [​IMG]

    Введем что-нибудь в поле редактирования и нажмем Enter, вот результат:

    [​IMG]

    Мощь Interface Builder


    А сейчас я покажу вам как IB может упростить жизнь и количество кода. Создадим почти приложение(почти потому, что откомпилировать в полноценное приложение). Что оно будет делать? Выводить состояние слайдера в поле редактирования и иметь кнопку для закрытия.

    Итак начнем. Откроем Interface Builder, File => New, выбираем "Window" и клацаем "Choose", получаем окно "Untitled", обозначающее наше окно и заготовку окна, кидаем на нее горизонтальный слайдер, поле редактирования и кнопку, причем в свойствах обзываем ее "Close":

    [​IMG]

    Теперь проводим связь _от слайдера_к_полю_редактирования_, после отпускания лкм в выпадающем списке выбираем "takeDoubleValueFrom:":

    [​IMG]

    Аналогично свяжем кнопку с событием terminate: объекта "First Responder" из окна "Untitled"(красненький кубик с единичкой).

    Теперь File => Simulate Interface, получаем прототип работоспособного приложения: при изменении положения слайдера изменяется число в поле редактирования, при нажатии на Close приложение закрывается.

    Вот так просто можно избавить себя от написания многих строк кода.
     
Статус темы:
Закрыта.